Инклюзивное образование

С 1 сентября 2016 года на территории Российской Федерации вступил в силу ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы; оно направлено на развитие у всех детей способностей, учитывая их возможности.

Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия, и поддержку ученику. Важно понимать, что проблема инклюзии концентрируется не на специальном образовании, а на эффективности обучения.

Инклюзия – это право, а не привилегия для избранного.

Инклюзивное образование в школе – это организация процесса обучения и условий работы учитывающие потребности всех детей. Педагоги в школе помогают детям развиваться и находить свое место в обществе, претворяя в жизнь установку, что все дети способны учиться.

Инклюзивные школы – это такие школы, в которых каждый приобщен, принят, оказывает поддержку и поддерживается сверстниками и взрослыми в процессе удовлетворения своих образовательных потребностей.

                      

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования.

Выбор образовательной организации — право родителей (законных представителей).

В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.

Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК). Прохождение ЦПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ЦПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.

Когда необходимо заключение ПМПК:

  • Специальные условия обучения и воспитания
  • Переход с одного уровня образования на следующий
  • Начало обучения на начальном уровне общего образования после 8 лет
  • Специальные условия при проведении ГИА

Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • образовательные программы (АООП) , методы обучения и воспитания;
  • учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
  • технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника);
  • проведение коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций.

Основанием для организации обучения на дому является медицинское заключение и личное заявление родителя. Выбор формы обучения — право родителя!

Создание специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации.

Для лиц имеющих инвалидность, обучающихся по основным программам и не нуждающихся в создании специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ — увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа без заключения ЦПМПК.

Основанием для создания специальных условий является заключение ПМПК:

  • выбор формы прохождения государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ГВЭ) * увеличение продолжительности на 1,5 часа
  • организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур
  • организация беспрепятственного доступа в аудиторию, туалетные иные помещения (аудитория на первом этаже, наличие специальных кресел, др. приспособлений)
  • предоставление услуг ассистента (техническая помощь с учетом индивидуальных возможностей ребенка: помощь в занятии рабочего места, передвижении, прочтении задания)
  • организация экзамена на дому (для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ПМПК).

ИНФОРМАЦИЯ О НАЛИЧИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ:

- мультимедийные комплексы (проекторы и экраны);

- интерактивные доски;

- ноутбуки, компьютеры, принтеры.

Версия официального сайта для слабовидящих.

Возможность дистанционного обучения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.

Предметное оборудование учебных кабинетов:

- наглядное плоскостное (плакаты, муляжи, стенды);

- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды).

Предоставление специальных учебников и учебных пособий для детей с нарушением зрения.

Обеспечение в организации условий доступности, позволяющих инвалидам получать услуги наравне с другими: помощь, оказываемая работниками организации, прошедшими необходимое обучение (инструктирование), по сопровождению инвалидов в помещении организации

Работники школы проинструктированы по оказанию помощи детям с ОВЗ и могут оказать:

– сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;

– содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;

– оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;

– оказание иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.

Материально-техническое обеспечение

Наличие оборудованных учебных кабинетов, в том числе приспособленные  для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Для осуществления воспитательно-образовательного процесса оборудованы учебные кабинеты, мастерские, спортивные залы,  спортивная площадка. Кабинета информатики оснащен 12 компьютерами. Школа подключена к сети Интернет.  Учебные кабинеты и лабораторное оборудование соответствуют современным требованиям и позволяют организовать изучение всего объёма теоретической и практической частей учебного материала по реализуемым в данном образовательном учреждении программам. Оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, библиотеки, объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами с малой подвижностью отсутствуют. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на основании разработанных АОП на каждого такого учащегося. Помещения для учебной и внеурочной деятельности соответствуют нормативным и местным требованиям, требованиям государственных органов надзора, охраны труда на предмет готовности систем жизнеобеспечения зданий и сооружений к организации образовательной деятельности.Кабинеты повышенной опасности (физика, химия, информатика, спортивный зал) прошли специальную оценку условий труда. Во всех учебных кабинетах, мастерских и спортивных залах в соответствии с действующими требованиями имеются инструкции и журналы по технике безопасности и охране труда. Школа имеет все необходимые помещения для реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего образования.

Локальные акты МАОУ ООШ № 3, регламентирующие деятельность по организации обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью

Положение о разработке и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы и адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ в МАОУ ООШ №3 г. Сосновоборска

Положение об инклюзивном (интегрированном) обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Положение о деятельности психолого-педагогического консилиума МАОУ ООШ №3 г.Сосновоборска

Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 

Положение об индивидуальном обучении на дому учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Основная образовательная программа начального общего образования на 2019-2024 учебный год 

Особенности обучения по программам АООП ФГОС НОО варианты 7.1 и 7.2

Адаптированная ООП НОО  обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптированная ООП НОО обучающихся с тяжелым нарушением речи

Адаптированная ООП НОО слабовидящих обучающихся

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования  слабослышащих и позднооглохших обучающихся

Адаптированная ООП НОО к ЗПР 


КРАЕВАЯ АКЦИЯ «ТРИ П: Понимаем, Принимаем, Помогаем»- 2021 год

Для родителей выпускников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся с ОВЗ и инвалидов

     
Ссылка Название ресурса Аннотация
https://mob-edu.ru/ Мобильное электронное образование Цифровые образовательные ресурсы, услуги и сервисы, позволяющие реализовать требования ФГОС общего образования в цифровой форме
https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа Полный школьный курс уроков от лучших учителей России; информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя и открывающая равный доступ к качественному общему образованию
https://uchi.ru/ Учи.ру Интерактивная образовательная онлайн-платформа
http://www.edu.ru/ Федеральный портал "Российское образования" Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты.
http://www.km-school.ru/company/KM.asp Комплексный проект информатизации образовательных учреждений Библиотека «Кирилла и Мефодия» Информационный интегрированный продукт для средней школы, созданный на основе Интернет/Интранет технологий. Он объединяет уникальный образовательный мультимедийный контент, систему доставки и управления им, а также удобные и эффективные средства для автоматизации управления школой
http://slova.org.ru/ Сайт о поэзии и поэтах серебряного века Серебряный век — поэзия и поэты серебряного века
http://www.kvant.info/ Электронный архив журнала «Квант» Научно-популярный физико-математический журнал для школьников и студентов "Квант"
http://web-landia.ru/51-referential ВебЛандия Лучшие сайты для детей "ВебЛандия" - онлайн-гид по самым лучшим, полезным и безопасным веб-ресурсам Рунета для детей и подростков.
Электронные библиотеки    
http://нэб.рф/ Национальная электронная библиотека Крупнейший библиотечный проект, уникальный интеллектуальный ресурс и начало нового этапа в развитии всех библиотек страны.
http://window.edu.ru/ Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" Бесплатная электронная библиотека учебников и учебно-методических материалов
http://rvb.ru/index.html Русская виртуальная библиотека Русская виртуальная библиотека (РВБ) — бесплатный научно-образовательный интернет-ресурс, рассчитанный на школьников, студентов, преподавателей, исследователей и любителей литературы. РВБ публикует произведения русской и зарубежной классики по авторитетным академическим изданиям с учетом школьной и вузовской программы, а также критические, экспериментальные и двуязычные электронные издания.
Электронные энциклопедии    
http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь Целью настоящего проекта является создание уникальной как по количественному составу, подробности изложения, так и по функциональности электронной биографической энциклопедии, аккумулирующей наиболее авторитетные русские дореволюционные биографические источники, главными из которых являются 86-томный Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона, 25-томный Русский Биографический словарь Половцова и Энциклопедия братьев Гранат. Общий объем энциклопедии - около 50000 биографических статей, что составляет более 2500 авторских листов текста или 100 Мб. Кроме текстовых статей, в издание войдет более 5000 портретов, несколько тысяч гербов, звуковая и видеоинформация.
http://www.krugosvet.ru/ Кругосвет. Электронная энциклопедия Является дополненным и исправленным изданием в переводе на русский язык "Энциклопедии Кольера", выходившей в США в 1952-1998 гг. Имеет разделы: история, гуманитарные науки, культура и образование, медицина, наука и технология, науки о Земле, страны мира.
http://megabook.ru/ Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия Сокращенный вариант одноименной энциклопедии, изданной на CD-ROM. По утверждению разработчиков включает 130 тысяч. Статей, 30 тыс. иллюстраций, более 1400 таблиц. Является самой крупной энциклопедией на русском языке.
http://www.encyclopedia.ru/ Мир энциклопедий NEF Русскоязычные энциклопедии, энциклопедические словари, универсальные, отраслевые, специальные, персональные справочники.