Общие рекомендации для педагогов по типам трудностей

Рекомендации педагогам по типам восприятия

Памятка родителям по сопровождению ОГЭ

Практические рекомендации ученикам, сдающим экзамен

Способы снятия напряжения. Советы психолога

Психологическая готовность к сдаче ОГЭ. Советы психолога

Психолого-педагогические рекомендации для сдачи экзамена. Советы психолога

Как побороть стресс. Советы психолога

Участникам ГИА-9 с ОВЗ и их родителям 

Выпускники с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, инвалиды (далее – выпускники с ОВЗ) проходят ГИА-9 в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).

Выпускники с ОВЗ также могут выбрать основной государственный экзамен (ОГЭ) как форму государственной итоговой аттестации в соответствии с Порядком проведения ГИА-9 (приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394).

Кто относится к выпускникам с ограниченными возможностями здоровья

Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Для получения права выбора формы ГИА-9 (ОГЭ или ГВЭ) выпускнику с ОВЗ необходимо предоставить один из следующих документов:

- заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);

- справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Обращаем Ваше внимание на то, что детям-инвалидам и инвалидам при прохождении ГИА-9 на базе общеобразовательных организаций достаточно предъявление только справки об инвалидности, заключение ПМПК не требуется.

Обращаем Ваше внимание, что ни школа, в которой обучается выпускник с ОВЗ, ни ПМПК не имеют права определять форму государственной итоговой аттестации выпускника с ОВЗ без родителей (законных представителей) выпускника или за них. Школа обязана принять заявление с перечнем предметов и выбранной формой сдачи, а ПМПК определяет наличие или отсутствие у выпускника ограниченных возможностей здоровья.

Заявление в школу с перечнем экзаменов и формами их сдачи необходимо сдать не позднее 1 марта текущего года.

ВНИМАНИЕ! Не откладывайте обращение в ПМПК на последние дни!

Особенности проведения ГИА для выпускников с ОВЗ.

ГИА-9 проводится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников с ОВЗ.

- время экзамена увеличивается на 1,5 часа;

- материально-технические условия проведения экзамена должны обеспечивать обучающимся с ОВЗ, детям-инвалидам, инвалидам возможность беспрепятственного доступа и пребывания в аудиториях, туалетных и других помещениях: должны быть пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, лифты, специальные кресла и другие приспособления; при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже;

- при проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие участникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, принять лекарство.

- участники экзамена могут пользоваться необходимыми им техническими средствами с учетом их индивидуальных особенностей;

- во время проведения экзамена организуются питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.

Подробная информация о требованиях к аудитории и оборудованию на пунктах приема экзаменов содержится в методических рекомендациях Рособрнадзора, а также в пункте 34 Порядка проведения ГИА-9 (Приказ Минобрнауки России от 25.12.2013№ 1394)

Для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ПМПК, экзамен организуется на дому.

Для родителей выпускников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов

Выпускники с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, инвалиды также могут выбрать ОГЭ как форму государственной итоговой аттестации в соответствии с Порядком проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 24.12.2013 №1400).

Кто относится к выпускникам с ограниченными возможностями здоровья

Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Таким образом, выпускнику, имеющему ограниченные возможности здоровья, для получения права выбора формы государственной итоговой аттестации (ОГЭ или ГВЭ) необходимо обратиться в территориальную (окружную) ПМПК.

После получения соответствующего заключения ПМПК Ваш ребенок получает право выбора формы государственной итоговой аттестации и вместе с Вами определяет, какие экзамены он будет сдавать и в каком формате (ОГЭ или ГВЭ). Обращаем Ваше внимание, что ни школа, в которой обучается Ваш ребенок, ни ПМПК не имеют права определять форму государственной итоговой аттестации Вашего ребенка без Вас или за Вас. Школа обязана принять Ваше заявление с перечнем предметов и выбранной формой сдачи, а ПМПК определяет наличие или отсутствие у выпускника ограниченных возможностей здоровья.

Напоминаем, что заявление в школу с перечнем экзаменов и формами их сдачи Вы должны сдать не позднее 1 марта текущего года. Для того чтобы понять, есть ли у Вашего ребенка право выбора между ОГЭ и ГВЭ и определиться с формой сдачи экзаменов, необходимо получить соответствующее заключение ПМПК.

Не откладывайте обращение в ПМПК на последние дни!

Особенности проведения ОГЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья

Государственная итоговая аттестация проводится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Это означает, что при проведении итоговой аттестации в зависимости от имеющихся у выпускника ограниченных возможностей здоровья предусмотрены: меньшая наполняемость аудиторных помещений, увеличение продолжительности экзамена, присутствие ассистентов, наличие специального оборудования и т.п.Подробная информация о требованиях к аудитории и оборудованию на пунктах приема экзаменов содержится в методических рекомендациях Рособрнадзора.

Государственный выпускной экзамен проводится, как правило, на базе образовательной организации.

На основании заключения ПМПК по согласованию с родителями (законными представителями) образовательная организация может организовать проведение государственного выпускного экзамена для выпускника с ограниченными возможностями здоровья на дому.

При проведении государственного выпускного экзамена для выпускников с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены: увеличение продолжительности государственного выпускного экзамена на 1,5 часа; присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, в частности, помогающего выпускнику занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором; возможность использования необходимых технических средств.

В продолжительность государственного выпускного экзамена не включаются перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Нормативно-правовые документы

Приказ Минобрнауки России №1394 от 25.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»

 

Приказ № 10 от 16 января 2015 г. «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394»

 

Приказ Минобрнауки РФ №46 от 03.02.2015 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении»

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ

Вы, как родители (законные представители), имеете преимущественное право на обучение и воспитание ребенка перед всеми другими лицами. Но и на Вас федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» накладывает обязанность заложить основы его физического, нравственного и интеллектуального развития.

В соответствии с законодательством Российской Федерации Ваш ребенок имеет ряд специфических по отношению к нормально развивающимся сверстникам прав[1] на образование. Образование при этом представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения Вашего ребенка, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах его личности, семьи, общества и государства, в целях разностороннего развития и удовлетворения образовательных потребностей и интересов [2].

Вы имеете следующие права [3] 

[1]ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[2]Образование единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»]

[3]ч.3 ст.44 Федерального закона от 29.12.2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»