Общие рекомендации для педагогов по типам трудностей
Рекомендации педагогам по типам восприятия
Памятка родителям по сопровождению ОГЭ
Практические рекомендации ученикам, сдающим экзамен
Способы снятия напряжения. Советы психолога
Психологическая готовность к сдаче ОГЭ. Советы психолога
Психолого-педагогические рекомендации для сдачи экзамена. Советы психолога
Как побороть стресс. Советы психолога
Участникам ГИА-9 с ОВЗ и их родителям
Выпускники с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, инвалиды (далее – выпускники с ОВЗ) проходят ГИА-9 в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).
Выпускники с ОВЗ также могут выбрать основной государственный экзамен (ОГЭ) как форму государственной итоговой аттестации в соответствии с Порядком проведения ГИА-9 (приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394).
Кто относится к выпускникам с ограниченными возможностями здоровья
Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Для получения права выбора формы ГИА-9 (ОГЭ или ГВЭ) выпускнику с ОВЗ необходимо предоставить один из следующих документов:
- заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
- справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
Обращаем Ваше внимание на то, что детям-инвалидам и инвалидам при прохождении ГИА-9 на базе общеобразовательных организаций достаточно предъявление только справки об инвалидности, заключение ПМПК не требуется.
Обращаем Ваше внимание, что ни школа, в которой обучается выпускник с ОВЗ, ни ПМПК не имеют права определять форму государственной итоговой аттестации выпускника с ОВЗ без родителей (законных представителей) выпускника или за них. Школа обязана принять заявление с перечнем предметов и выбранной формой сдачи, а ПМПК определяет наличие или отсутствие у выпускника ограниченных возможностей здоровья.
Заявление в школу с перечнем экзаменов и формами их сдачи необходимо сдать не позднее 1 марта текущего года.
ВНИМАНИЕ! Не откладывайте обращение в ПМПК на последние дни!
Особенности проведения ГИА для выпускников с ОВЗ.
ГИА-9 проводится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников с ОВЗ.
- время экзамена увеличивается на 1,5 часа;
- материально-технические условия проведения экзамена должны обеспечивать обучающимся с ОВЗ, детям-инвалидам, инвалидам возможность беспрепятственного доступа и пребывания в аудиториях, туалетных и других помещениях: должны быть пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, лифты, специальные кресла и другие приспособления; при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже;
- при проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие участникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, принять лекарство.
- участники экзамена могут пользоваться необходимыми им техническими средствами с учетом их индивидуальных особенностей;
- во время проведения экзамена организуются питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.
Подробная информация о требованиях к аудитории и оборудованию на пунктах приема экзаменов содержится в методических рекомендациях Рособрнадзора, а также в пункте 34 Порядка проведения ГИА-9 (Приказ Минобрнауки России от 25.12.2013№ 1394)
Для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ПМПК, экзамен организуется на дому.
Для родителей выпускников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов
Выпускники с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, инвалиды также могут выбрать ОГЭ как форму государственной итоговой аттестации в соответствии с Порядком проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 24.12.2013 №1400).
Кто относится к выпускникам с ограниченными возможностями здоровья
Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Таким образом, выпускнику, имеющему ограниченные возможности здоровья, для получения права выбора формы государственной итоговой аттестации (ОГЭ или ГВЭ) необходимо обратиться в территориальную (окружную) ПМПК.
После получения соответствующего заключения ПМПК Ваш ребенок получает право выбора формы государственной итоговой аттестации и вместе с Вами определяет, какие экзамены он будет сдавать и в каком формате (ОГЭ или ГВЭ). Обращаем Ваше внимание, что ни школа, в которой обучается Ваш ребенок, ни ПМПК не имеют права определять форму государственной итоговой аттестации Вашего ребенка без Вас или за Вас. Школа обязана принять Ваше заявление с перечнем предметов и выбранной формой сдачи, а ПМПК определяет наличие или отсутствие у выпускника ограниченных возможностей здоровья.
Напоминаем, что заявление в школу с перечнем экзаменов и формами их сдачи Вы должны сдать не позднее 1 марта текущего года. Для того чтобы понять, есть ли у Вашего ребенка право выбора между ОГЭ и ГВЭ и определиться с формой сдачи экзаменов, необходимо получить соответствующее заключение ПМПК.
Не откладывайте обращение в ПМПК на последние дни!
Особенности проведения ОГЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья
Государственная итоговая аттестация проводится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
Это означает, что при проведении итоговой аттестации в зависимости от имеющихся у выпускника ограниченных возможностей здоровья предусмотрены: меньшая наполняемость аудиторных помещений, увеличение продолжительности экзамена, присутствие ассистентов, наличие специального оборудования и т.п.Подробная информация о требованиях к аудитории и оборудованию на пунктах приема экзаменов содержится в методических рекомендациях Рособрнадзора.
Государственный выпускной экзамен проводится, как правило, на базе образовательной организации.
На основании заключения ПМПК по согласованию с родителями (законными представителями) образовательная организация может организовать проведение государственного выпускного экзамена для выпускника с ограниченными возможностями здоровья на дому.
При проведении государственного выпускного экзамена для выпускников с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены: увеличение продолжительности государственного выпускного экзамена на 1,5 часа; присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, в частности, помогающего выпускнику занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором; возможность использования необходимых технических средств.
В продолжительность государственного выпускного экзамена не включаются перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
Нормативно-правовые документы
Приказ Минобрнауки России №1394 от 25.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»
Приказ № 10 от 16 января 2015 г. «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394»
Приказ Минобрнауки РФ №46 от 03.02.2015 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении»
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ
Вы, как родители (законные представители), имеете преимущественное право на обучение и воспитание ребенка перед всеми другими лицами. Но и на Вас федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» накладывает обязанность заложить основы его физического, нравственного и интеллектуального развития.
В соответствии с законодательством Российской Федерации Ваш ребенок имеет ряд специфических по отношению к нормально развивающимся сверстникам прав[1] на образование. Образование при этом представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения Вашего ребенка, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах его личности, семьи, общества и государства, в целях разностороннего развития и удовлетворения образовательных потребностей и интересов [2].
[1]ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
[2]Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»]
[3]ч.3 ст.44 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»